Эксплуатация атомных энергоблоков

Примеры решения задач
Математика
Типовые задачи по теме Ряды
Вычислить интеграл
Вычисление несобственного интеграла
Ряды Фурье для четных и нечетных функций
Контрольная
Физика
Контрольная по физике
Кинематика
Оптика
Колебания и волны
Электродинамика
Электричество
Электротехника
Машиностроительное черчение
Сборочные чертежи
Обозначения графические материалов
Построение лекальных кривых
Примеры построения сопряжений
Практическое занятие

Решение метрических задач

Искусство
Культура ранних цивилизаций
Раннее барокко
Архитектура
Русское барокко
Отечественная архитектура ХХ – XXI века
Энергетика
Ядерные реакторы
Ядерное опреснение

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

- для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;

- для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.

Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009).

НРБ-99/2009 является наиболее общим документом и устанавливают нормы и правила, учитывающие радиационное воздействие всех видов источников – природных, медицинских и технических (техногенных). В частности, в НРБ-99 установлен предел индивидуальной годовой дозы от природных источников излучения в 5 мЗв. Установленный предел дозы природного облучения должен учитываться при размещении и проектировании объектов, при выборе строительных материалов, при контроле качества питьевой воды, минеральных удобрений и агрохимикатов.

Также НРБ устанавливает предел дозы от медицинских источников – 1 мЗв в год для практически здоровых людей и 5 мЗв в год для лиц, нуждающихся в лучевой и/или радионуклидной терапии.

НРБ-99 устанавливают дозовые пределы и критерии для принятия защитных мер при радиационных авариях. В частности, основанием для принятия срочных защитных мер является получение поглощенной дозы в 1 Гр на все тело за 2 суток (как отмечалось выше, поглощенная доза в 1 Гр создает 50% вероятность лучевой болезни).

НРБ устанавливает, что важнейшим условием обеспечения радиационной безопасности является организация радиационного контроля.

Основными контролируемыми параметрами являются:

годовая эффективная и эквивалентная дозы;

поступление радионуклидов в организм и их содержание в организме для оценки годового поступления;

объемная активность радионуклидов в воздухе, воде, продуктах питания, строительных материалах и др.;

радиоактивное загрязнение кожных покровов, одежды, обуви, рабочих поверхностей;

доза и мощность дозы внешнего излучения;

плотность потока частиц и фотонов.

Значительная часть объема НРБ-99 - это значения дозовых коэффициентов, позволяющих пересчитать величины активности радионуклидов, поступающих в организм, в величины полученных дозовых нагрузок.

Основные правила обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99.

Следующим в структуре санитарных правил и нормативов документом, после НРБ-99/2009 документом являются Основные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). Различие и преемственность документов НРБ-99 и ОСПОРБ-99 состоит в том, что НРБ-99 это нормы, а ОСПОРБ-99 – это правила, т.е. требования к деятельности людей организаций. В ОСПОРБ содержатся указания о правах, полномочиях и ответственности администрации радиационных объектов, администрации ведомств и территорий, а также персонала и граждан; о порядке ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации радиационных объектов, а также о санкциях за нарушение Правил.

В ОСПОРБ-99, как и НРБ-99, рассматриваются все источники ионизирующих излучений: естественные, медицинские и технические. Величина накопленной эффективной дозы от всех источников используется для оценки состояния радиационной безопасности, которая кладется в основу всей деятельность по обеспечению радиационной безопасности.

Что касается техногенных источников, то радиационной безопасность человека (персонала и населения), согласно ОСПОРБ-99, на радиационных объектах и вокруг них обеспечивается за счет:

качества проекта радиационного объекта;

обоснования выбора района и площадки для размещения объекта;

физической защиты источников излучения;

зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

условий эксплуатации технологических систем

санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками излучения

санитарно-эпидемиологической оценки изделий и технологий

наличия системы радиационного контроля

планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации

повышения санитарно-гигиенической грамотности персонала и населения.

Радиационная безопасность персонала радиационного объекта и населения, обеспечивается мерами, как сходными, так и различными.

Общим и первым по счету и значимости техническим решением, обеспечивающим радиационную безопасность и персонала, и населения, является стационарная биологическая защита. Биологическая защита должна проектироваться так, чтобы создаваемая на её внешней поверхности мощность эквивалентной дозы создавала двукратный запас по пределу годовой эффективной дозы у персонала.

Сходными мерами по обеспечению безопасности персонала и населения, являются организация радиационного контроля и системы информации о радиационной обстановке.

К специфическим мерам по обеспечению радиационной безопасности персонала относятся:

ограничение допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состояния здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

знание и соблюдение правил работы с источниками излучения;

достаточность защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничение времени работы с источниками излучения;

создание условий труда, отвечающим требованиям НРБ-99 и ОСПОРБ-99;

применение индивидуальных средств защиты;

соблюдение установленных контрольных уровней;

проведение эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии;

К специфическим мерам по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в районе размещения радиационного объекта, относятся:

создание условий жизнедеятельности, отвечающих требованиям НРБ-99 и ОСПОРБ-99;

установление квот на облучение от разных источников излучения;

эффективность планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

Конкретные меры и средства по обеспечению радиационной безопасности на объекте и вокруг него выбираются на основе оценки потенциальной опасности объекта. По потенциальной радиационной опасности установлено четыре категории объектов.

К I категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно их радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите. Ко II категории – объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограничивается территорией санитарно-защитной зоны. К III категории - объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограничивается территорией объекта. К IV категории - объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками излучения.

В зависимости от категории объекта устанавливаются требования к размещению объекта на местности и зонированию территории.

При выборе места размещения радиационных объектов I и II категорий должны быть оценены метеорологические, гидрологические, геологические и сейсмические факторы при нормальной эксплуатации и при возможных авариях.

При выборе площадки для строительства радиационных объектов I и II категорий следует отдавать предпочтение участкам:

расположенным на малонаселенных незатопляемых территориях;

имеющим устойчивый ветровой режим;

ограничивающим возможность распространения радиоактивных веществ за пределы площадки объекта.

Радиационные объекты I и II категорий должны располагаться преимущественно с подветренной стороны по отношению к жилой территории, медицинским и детским учреждениям, к местам отдыха. Размещение радиационного объекта должно быть согласовано с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом перспектив развития самого объекта и района его размещения.

Вокруг радиационных объектов I и II категорий устанавливается санитарно-защитная зона, а вокруг радиационных объектов I категории - также и зона наблюденияРазмеры санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения вокруг радиационного объекта устанавливаются с учетом уровней внешнего облучения, а также величин и площадей возможного распространения радиоактивных выбросов и сбросов. При расположении на одной площадке нескольких радиационных объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения устанавливаются с учетом суммарного воздействия объектов. Внутренняя граница зоны наблюдения всегда совпадает с внешней границей санитарно-защитной зоны.

В санитарно-защитной зоне радиационных объектов запрещается постоянное или временное проживание, размещение детских и медицинских учреждений. В санитарно-защитной зоне допускается размещение промышленных и подсобных сооружений, относящихся только к этому объекту. Территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена.

В зоне наблюдения и в санитарно-защитной зоне, могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность. Использование земель санитарно-защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно с разрешения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Вырабатываемая в СЗЗ продукция подлежит санитарно-эпидемиологической оценке и радиационному контролю.

В зоне наблюдения, на случай аварийного выброса радиоактивных веществ, должен быть предусмотрен комплекс защитных мероприятий в соответствии с требованиями НРБ-99/2009.

Наличие детализированных требований к организации радиационного контроля вокруг объекта (в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения) и на объекте – характерная особенность ОСПОРБ-99.

В частности, радиационный контроль при работе с техногенными источниками излучения должен осуществляться за всеми основными радиационными показателями, определяющими уровни облучения персонала и населения. В каждой организации система радиационного контроля должна предусматривать конкретный перечень видов контроля, типов аппаратуры, точек измерения и периодичности контроля.

При этом на объектах I и II категорий система радиационного контроля должна использовать следующие технические средства:

непрерывного контроля на основе стационарных автоматизированных технических средств;

оперативного контроля на основе носимых и передвижных технических средств;

лабораторного анализа на основе стационарной лабораторной аппаратуры, средств отбора и подготовки проб для анализа.

Автоматизированные системы должны обеспечивать контроль, регистрацию, отображение, сбор, обработку, хранение и выдачу информации.

Для персонала группы А обязателен индивидуальный дозиметрический контроль (ИДК) с использованием индивидуальных дозиметров.

Если вклад природных источников излучения в облучение персонала в производственных условиях превышает 1 мЗв в год, то он должен учитываться. По результатам радиационного контроля рассчитываются значения эффективных доз у персонала, а при необходимости, определяются значения и эквивалентных доз облучения отдельных органов.

При проведении индивидуального дозиметрического контроля ведется учет годовых эффективной и эквивалентных доз, эффективной дозы за 5 последовательных лет, а также суммарной накопленной дозы за весь период профессиональной работы. Результаты индивидуального контроля доз облучения персонала хранятся в течение 50 лет.

В документе ОСПОРБ-99 сформулированы правила обеспечения радиационной безопасности на любых радиационно-опасных объектах. Применительно к объектам ядерного топливного цикла, т.е. к объектам, где изготавливаются, хранятся, перерабатываются и используются ядерные материалы, действует документ «Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности» - СПП ПУАП‑2003.

Применительно к атомным станциям основными нормативными документами санитарного характера являются «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций», СП АС-03 и «Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций», ПРБ АС-99.

Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций СП АС-03.

Санитарные правила СП АС-03 представляют собой свод требований санитарно –гигиенического характера по широкому кругу вопросов, касающихся обеспечения радиационной безопасности персонала и населения при проектирование, строительства и эксплуатации атомных станций. В круг вопросов, решаемых на основе санитарных требований, входят:

- генеральный план, промплощадка, санитарно-защитная зона и зона наблюдения;

- защита персонала и населения;

- радиационный контроль;

- производственные помещения, здания и сооружения;

- организация технологического процесса и оборудование;

- выполнение ремонтных работ и техническое обслуживанию оборудования;

- вентиляция и газоочистка;

- радиационная защита персонала и населения при авариях;

- медицинское обеспечение радиационной безопасности персонала АС и населения;

- водоснабжение;

- обращение с радиоактивными отходами;

- индивидуальная защита и личная гигиена персонала;

- санитарно-бытовые помещения;

- надежность профессиональной деятельности персонала АС.

Документ СП АС, устанавливая требования к технологическому оборудованию, помещениям, зданиям, сооружениям, транспортной инфраструктуре атомной станции, тем самым устанавливает критерии к характеристиками и свойствам атомной станции как объекта. В СП АС-03 продолжается и развивается логический и понятийный переход

 от требований по обеспечению радиационной безопасности человека к требованиям обеспечению безопасности объекта.

Согласно СП АС-03, проектная документация АС должна содержать следующие положения санитарно-гигиенического характера и решения, обеспечивающие радиационную безопасность:

характеристики основных дозообразующих источников излучения;

характеристики защитных материалов и конструкционное оформление защиты;

методы и программы расчета защиты и результаты расчета полей излучений;

результаты расчета радиационной обстановки в помещениях АС при работе на мощности и остановах;

результаты прогноза активности источников излучения и радиационной обстановки на весь ресурсный срок работы АС при ремонтных работах;

характеристики средств предотвращения, подавления и локализации последствий радиационных аварий;

результаты расчета допустимых сбросов радионуклидов;

проектные значения организованных и неорганизованных протечек технологических радиоактивных сред;

характеристики применяемых средств очистки технологических сред, газоаэрозольных и жидких сред;

методы дезактивации помещений и основного оборудования блока;

объем жидких радиоактивных отходов и способы их сбора, транспортирования и переработки, а также характеристика их физических, химических свойств и радионуклидного состава как при нормальной эксплуатации, так и при проектных авариях;

описание установок по кондиционированию и методов сбора, транспортирования, хранения или захоронения твердых радиоактивных отходов;

максимальные расчетные значения индивидуальной и коллективной дозы облучения персонала при выполнении ремонтных и профилактических работ на оборудовании;

средства защиты персонала при перегрузке ядерного топлива, демонтаже, ремонте и транспортировании загрязненного или активированного оборудования и конструкционных элементов АС;

объем и средства радиационного контроля;

схемы размещения средств автоматизированного радиационного контроля;

расчет потребности индивидуальных средств дозиметрического контроля, медико-санитарного обеспечения персонала и средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) как при нормальной эксплуатации, так и при проектных авариях;

оценка радиационных последствий проектных аварий;

размеры СЗЗ и ЗН.

На главную