СБОРНИК ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ РИСУНКА"

cbd hemp oil

Жостовский букет

История жостовского промысла насчитывает уже более 180 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы (бывшие кре­постные крестьяне, которые откупились на волю) основа­ли в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распростра­нился в другие близлежащие деревни: Осташкове, село Троицкое, Сорокине, Хлёбниково, но только Жостово со­хранило своё значение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу.

Производство жостовских подносов связано с целым рядом очень прочных традиций. Они проявляются в выборе формы изделия и способе его изготовления.

Подносы Жостова обычно бывают чёрного цвета, хотя могут быть и другие цвета: зелёный, синий, «под слоновую кость», разные оттенки красного и «золотые». Их украшает изображение ярких, очень красивых цве­тов, собранных в виде букета. Иногда на подносах рисуют фрукты или ягоды и очень редко животных и насекомых. Сияющее, праздничное изображение,  возникающее под кистью талантливых жостовских художников, превращает про­стую бытовую вещь в предмет, которым можно любоваться бес­конечно. Жаль закрывать эту радостную красоту. Наверное поэтому в прежние времена жо­стовские подносы использовали как украшение: их вешали на стену, ставили на полку, на бу­фет. И в современном жилище часто хочется использовать их как живописное панно, как кар­тину. Один из исследователей народного искусства сказал: «Обаяние искусства Жостова – в искренности, в непосредствен­ности содержания и выразитель­ности средств. Оно демократично во всех проявлениях, для его во­сприятия не нужно ни специаль­ных знаний, ни подготовки».

Жостовские подносы имеют самые разнообразные фор­мы, их около тридцати: круглые, овальные, прямоуголь­ные, гитарные, восьмигранные, фестончатые и другие.

Цветы, которые изображены на подносах, обычно со­браны в букеты, гирлянды, венки или другие цветочные композиции.

Букеты тоже бывают разными: тугими, плотными, ког­да цветы располагаются близко друг от друга, или разре­женными, когда каждый цветок подаётся отдельно, почти самостоятельно – это уж дело вкуса мастера. В центре жо­стовского букета – один-два крупных цветка, вокруг кото­рых группируются более мелкие. Стеблей растений чаще всего не видно.

Изображение цветов у жостовцев в основе своей реали­стическое, но художники никогда не воспроизводят точные формы природного цветка, хотя отлично знают его цвет и особенности строения. Как правило, их цветок ещё сочнее, ещё пышнее и красочнее, чем те, которые мы видим в саду или в поле. Яркость цветов усиливается ещё и за счёт кон­траста с чёрным фоном изделия, на котором нарисован бу­кет.

Несмотря на то, что жостовский промысел во многом подчиняется строгим традициям, искусство каждого масте­ра глубоко индивидуально, у каждого из них свой худо­жественный почерк, свой излюбленные темы и компози­ции, свой любимый цветок.

ЛИТЕРАТУРА

Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

Алексеев С.С. О цвете и красках. – М., 1973. – 242 с.

Баммес Г. Изображение фигуры человека / Пер. с нем. В.А. Виталса. – М.: «Сварог и К», 1999. – 336 с.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: «Просвещение», 1969. – 320 с.

Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш неповторимый стиль. – М.: «Кристина», 2000. – 128 с.

Ваш колорит. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 191 с.

Визер В.В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

Гараева Р.В. О развитии творческих способностей самодеятельных художников. – М.: 1976. – 135 с.

Дейнека А.А. Живопись, графика скульптура, мозаика. – Л., 1982. – 268 с.

Зоз Н.И., Шафранов Б.В. Свет и цвет на производстве. – М.: «Медицина», 1970. – 154 с.

Изобразительное искусство в школе: Сб. Материалов и документов/Сост. Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

Кеменов В. С. Проблемы идейно-творческого воспитания художни­ков. - Л., 1979. - 471 с.

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. Пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 270 с.

Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. учи­лищ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.

Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1977. – 208 с.

Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 144 с.

Маслов Н.Я. Пленэр. – М., 1984. – 186 с.

Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Пособие для студентов художественно-графических факультетов. - М.: Просвещение, 1986. - 59 с.

Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. – СПб.: Питер, 2003. – 736 с.

Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: «Просвещение», 1976. - 136 с.

Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / Сост. Н.Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М., 1989. – 384 с.

Рисунок / Под ред. А.М. Серова. - М.: Просвещение, 1976. – 280 с.

Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. – М., «Просвещение», 1976. – 119 с.

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 239 с.

Руиссинг Х. Масляная живопись для начинающих. – М.: Burda, 1998. – 72 с.

Суржаненко А.Е. Альфрейно-живописные работы: Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1990. - 255 с.

Сухарев М.И. Интерьер. – М.: ЗАО «Траст-Пресс», 1999. – 480 с.

Сыромятникова И.С. Технология грима: практ. пособие. – М.: «Высшая школа», 1991. – 175 с.

Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. – М., 1981. – 224 с.

Уолтон С. Цветовое оформление интерьера. – М.: «Росмэн-Пресс», 2002. – 160 с.

Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». – М., 1989. - 256 с.

На главную